ОДНА ИЗ СТАТЕЙ О МЕДИЦИНЕ

 
Главная » 2016 » Июль » 22 » Четыре доктора в портретах двух художников
12:44
Четыре доктора в портретах двух художников

Разговор пойдет о портретах четырех докторов, которые были написаны двумя великими русскими художниками - М.В. Нестеровым и М.А. Врубелем. Подробнее о художниках: Сайт посвященный М.В.Нестерову и Сайт посвященный М.А. Врубелю
 

Портреты  хирурга С.С. Юдина работы М.В. Нестерова.

Первый портрет знаменитого доктора был написан в 1933 году. Сразу следует отметить, что Нестеров  видел в Юдине не только выдающегося по способностям хирурга, автора многочисленных печатных трудов, неутомимого искателя новых путей и методов, но и разностороннего увлекающегося человека, ценителя всего прекрасного.

 
На первой картине запечатлен подготовительный момент - производство люмбальной пункции с целью обезболивания предстоящей операции. Этот вид анестезии известен давно, и называется спиномозговая анестезия. Доктор Юдин жорошо владел методом и очень активно внедрял его в повсеместную практику. Позже, подобный способ обезболивания  как-то подзабылся. Не совсем, конечно, -  применять применяли, но не столь широко, и тому были причины. Потом вынужденно вспомнили. Усовершенствовали иглы (теперь они тоньше), изобрели прекрасные местные анестетики и...  С 90-х годов  двадцатого века он вновь широко используется в современной анестезиологии.
 
Учебный фильм по люмбальной пункции


Кстати, пункцию можно делать лежа на боку, как на видео, а можно - сидя, что и отображено на полотне.

Следующий портрет Юдина  выполнен на два года позже того, что представлен выше. Здесь, хирург за столом в своем кабинете. Куча бумаг, а в руке папироса. Художник делает упор на внутренний мир  и характерологические особенности врача, а не на впечатление от операционной. Хотя и тут, полностью эффекта необычности не смог преодолеть, поставив на стол банки с заформалиненными человеческими препаратами. Он пишет С.Н. Дурылину: "Посматриваю на «Сережу» - чешутся руки еще написать его ... начну новый портрет со старой модели..."

По записям понятно, что и на этот раз Михаилу Васильевичу было достаточно легко писать хирурга Юдина. "... Юдин-собеседник, живой, остроумный, на все отзывчивый, всем увлекающийся, часто парадоксальный, всегда занимательный,  интересен, заманчив, свеж, ....  живое слово для Юдина - такая же творческая стихия, как его хирургический ланцет." Как мы видим, на втором портрете врач жестикулирует в беседе, что-то поясняя.

 

 
Не буду говорить о биографии С.С. Юдина. Лучше прочитайте ее у Игоря Григовича, доктора медицинских наук, профессора ПетрГУ. Очень интересно и подробно (читаем здесь).

Скажу  только одно - яркая, но печальная судьба у этого человека. Он скончался в 1954 году, через одиннадцать месяцев после возвращения из ссылки в Бердск-Новосибирск. Почувствовав себя плохо (за несколько часов перед кончиной) на съезде в Киеве, перед отлетом попросил отвезти его в старую  психиатрическую больницу, чтобы посмотреть неоконченную фреску Врубеля. Вернувшись в Москву будь-то бы бодрым, умер в своем домашнем кабинете от инфаркта. О Юдине говорили:  "Он жег свечу с обеих сторон".

Почему я на этом заострил внимание? В посещении Киевской больницы с неоконченной фреской Врубеля, есть какая-то мистическая временная связь. Возможно, поймете меня ближе к концу повествования. А сейчас продолжим.

У Нестерова есть еще одна подобная серия из двух картин - портреты великого физиолога И.П.Павлова.

Разница между написанием полотен составила пять лет. В этих портретах живописец предпочел изобразить  Павлова только за столом, а не во время его опытов. И причина понятна, если знать предисторию и опыт работы с портретом Юдина.

Нестеров познакомился с академиком Иваном Петровичем Павловым  в 1930 году. Из писем Нестерова -"Поздоровались, и я вдруг почувствовал, что с этим необычайным человеком я век был знаком, - вспоминал Нестеров. - Целый вихрь слов, жестов неслись, опережая друг друга. Более яркой особы я и представить себе не мог. Я был сразу им покорен, покорен навсегда. Иван Петрович ни капельки не был похож на те официальные снимки, что я видел, ...донельзя самобытен, непосредствен. Этот старик 81 года был «сам по себе», и это было настолько чарующе, что я позабыл о том, что я не портретист, во мне исчез страх перед неудачей, проснулся художник, заглушивший все, осталась лишь неутолимая жажда написать этого дивного старика". И да! Нестеров действительно считал себя не лучшим портретистом.

В 1930 году был написан первый портрет Павлова, но художник почти сразу решил, что он недостаточно выразителен и нужно будет позднее написать еще один.

 
Спустя пять лет Нестеров сообщал С.Н. Дурылину: "Приступаем к портрету более сложному, чем первый; нам обоим 158 лет; удастся ли преодолеть все трудности для одного - позирования, для другого - писания портрета? ...Я сажаю И.П. против Виктора Викторовича (помощник Павлова), их разделяет стол, на нем цветы: левкой, любимый цветок И.П., и «убор невесты», цветок провинциальный, но такой изящный; его белые лепестки, как звезды... Иван Петрович недолго остается молчаливым, чем дальше, тем беседа делается оживленнее... Уголь мой скользит, прыгает по полотну... И.П., оживляясь, имеет манеру для большей убедительности пристукнуть по столу кулаком, что дало мне повод ввести в портрет столь свойственный И.П. жест".

"Я работаю с остервенением, - писал художник П.Д. Корину, - по 5-8 часов простаиваю у мольберта. Портрет почти закончен, голова вышла, бьюсь над руками характерными, а старик бедовый; сидеть смирно не может, к тому же погода неустойчивая: то солнце, то серо или дождь; замучился, спал с тела, и все же дело двигается... Жизнь здесь живая, интересная, старик все тот же, неукротимый, еще играет в чурки, а какой спорщик! Но я, конечно, весь в портрете, одна только и дума о нем..."

 
Как вы думаете - Почему Павлов бывший симинарист, великий физиолог,  в то же время является и доктором, и виртуозным хирургом? Во первых, физиология - составная часть медицины, тем более учение о ВНД. Во вторых, Иван Петрович имел шикарную оперативную технику, которую получил стажируясь в Медико-хирургической академии на кафедре И.Ф. Циона. В третьих. Подобно Боткину, он стремился объединить интересы физиологии и медицины. Это выразилось, в частности, в обосновании и разработке им принципа экспериментальной терапии. Занимался изысканием научно обоснованных методов излечения экспериментально созданных патологических состояний. В непосредственной связи с работами по экспериментальной терапии находятся и его исследования фармакологических проблем. Павлов рассматривал фармакологию как теоретическую медицинскую дисциплину, пути развития которой тесно связаны с экспериментальной терапией.

В Википедии вы прочтете, что  ученый почти насильно остался на родине после Октябрьской революции. И это похоже на правду. Его не выпустили. Да, он был противником многих большевитских методов и его зачастую спасала только мировая известность и ленинская охранная грамота. Небольшой пример. В 1933 году в одну из его лабораторий приехал профессор одной из Секций научных работников, чтоб уведомить  о чистке антисоветских элементов. Результат: а) профессор был вышвырнут из лаборатории, б) С.М. Киров на жалобу оного и делегации секции ответил - "Ничем не могу вам помочь".

Но коль так случилось, и шведская лаборатория осталась без Павлова с его сотрудниками, то... Ради справедливости надо отметить, что ему построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом. Так же надо отметить, что он будучи человеком и ученым с большой буквы, был таким же великим патриотом своей страны. Вот его слова: "Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке. И это есть и сильнейшее побуждение, и глубокое удовлетворение."

Гений физиологии умер в 1936 году от пневмонии. Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Отпевание прошло по православному обряду, согласно его завещанию.

Заканчивая о нестеровских героях, хочу заметить, что в его портретах, наиболее удачно вышли  изображения не в анфас, а в профиль.

Переключаясь на другого художника и делая мостик между двумя частями, позволю себе начать со следующих слов - Потеря зрения стала страшным ударом для М.А. Врубеля. Он неоднократно говорил об усталости от жизни, подолгу стоял перед открытой форточкой, пытаясь умышленно простудиться... Врубель скончался 1 апреля 1910 г. в одной из санкт-петербургских частных клиник от пневмонии.
 
Но несколько ранее,  М.А. Врубель запечатлел  двух своих докторов. Это психиатры -  Ф.А. Усольцев и И.П. Карпов.

Федор Арсеньевич Усольцев, нарисован слепнущим М.А. Врубелем, когда тот лечился в частной больнице доктора. Доктор и его жена создали душевным больным комфортные условия для жизни и лечения. Например, пациенты жили практически в одном доме с семьей врача, вместе обедали.  Врубель с большой любовью и благодарностью отзывался об Усольцеве. Во время лечения в его клинике у художника наступила  ремиссия. Справедливости ради надо сказать, что стоимость пребывания не отличалась дешевизной.

 
Что примечательно, так это тот факт того, что  врач Федор Арсеньевич, почти всю жизнь проработал под крышей своей лечебницы. Правда она имела разные вывески и хозяев. Как провидение рока, психическими растройствами заболели его жена и дочь, а сам он в конце жизни ослеп (вспомним Врубеля) из-за глаукомы. Во втором рисунке с иконой, Врубель как бы фиксирует то, что события сязаные с лечебницей, с доктором, да и с ним самим - переплетение божественного и темного.  Чувствуется некая трагическая скорьбь, обреченность, но в то же время, и неуверенная надежда на помощь Богородицы.
 
Надо сказать, что М.А. Врубель дважды лечился в частной лечебнице доктора Фёдора Усольцева — летом 1904 и ещё, почти целый год в 1905. В этой клинике тогда находился и П.И. Карпов (его профессиональный статус на то время пока неясен -  то ли  студент, то ли ассистент, а может начинающий практику врач), также опекавший художника, совершавший с ним прогулки, ведший беседы, в том числе, об искусстве. В последствии Карпов стал  профессором психоневрологии, действительным членом  Российской академии художественных наук (РАХН), одним из первых коллекционеров, членом и руководителем комиссий по исследованию творчества душевнобольных и заключенных... Но... Внезапно с 1930 -31 года все следы П.И.Карпова теряются, и ответить на вопрос о его судьбе не могут  ни отечественные, ни зарубежные  исследователи.
 
 
Уже нет всех этих людей - великого художника и русских психиатров начала двадцатого столетия, но осталась клиника, а вокруг нее - ограда по эскизам Врубеля. Бывшая лечебница Усольцева существует сегодня под названием  "Центральная Московская областная клиническая психиатрическая больница"
Категория: Медицина и искусство | Просмотров: 47 | Добавил: viserman | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 
зезеркалье
статьи   ссылки   видео   подумать  медицина  зеркала   вне работы   апогей

сайт создан в 2009 году на yandex. narod.ru, в 2013 году был перенесен на uСoz
© дизайн сайта мой (обновлен в 2015 г.).


Flag Counter
Яндекс.Метрика